Фасилитация – метод поиска креативных идей и принятия решений
Как научиться мыслить нестандартно? Как выйти из существующих рамок и найти креативные ходы и инновационные решения?
Сейчас это настоятельная необходимость в большинстве организаций, однако, чтобы начать мыслить нестандартно, не достаточно просто профессионализма и грамотности сотрудников…
Выдавать креативные идеи трудно, поскольку первое что, приходит на ум, обычно является продуктом нашей памяти и логического мышления. Лучшие идеи не даются с наскока. Необходимо выделить время и пространство для проведения экспериментов, в ходе которых будут тестироваться новые идеи, а также использовать специальные технологии усиления групповой креативности, чтобы обеспечить творческий прорыв.
Фасилитация – это процесс, облегчающий взаимодействие внутри группы. Благодаря этому группа экспертов генерирует новые идеи в контексте решения поставленной задачи, модифицирует их, отбирает лучшие предложения и формулирует план их воплощения в инновационные решения в компании.
Функции фасилитации:
Обмен имеющимся опытом и полезной информацией между участниками процесса.
Формирование ощущения легкости и простоты в освоении нового за счет использования интеллектуального и креативного потенциалов всей группы.
Снятие сопротивления происходящим изменениям.
В каких случаях востребована фасилитация?
сессии стратегического планирования;
изменение корпоративной культуры, внедрение новых корпоративных ценностей;
заседания по подведению итогов и презентации новых планов;
антикризисные совещания и выработка решений по выходу из кризиса;
рабочие сессии по развитию компании и внедрению инноваций;
проектные совещания;
заседания рабочих групп для решения межфункциональных вопросов;
дилерские слеты по продвижению новой продукции и организации рекламных кампаний;
обучающие сессии по формированию и развитию корпоративных компетенций, навыков проектной работы.
Преимущества фасилитации:
Скорость: можно сделать больше за меньшее время.
Креативность: фасилитация позволяет освободиться от формальностей, выйти за рамки рутины и расширить горизонты мышления.
Эффективность: более эффективно организован процесс обсуждения и повышается качество результатов.
Фасилитация позволяет:
организовать эффективное групповое взаимодействие, при котором каждый участник может высказаться и поделиться опытом;
преодолеть барьеры понимания;
выстроить общую процедуру обсуждения, согласования и принятия решения;
создать комфортную творческую атмосферу и дружелюбное рабочее пространство, стимулирующее совместную выработку идей.
Примеры программ фасилитации
Технология фасилитации для сопровождения инновационной деятельности в организации
Что получат участники:
-
Понимание нелинейности процесса рождения новых идей и условий, при которых пробуждается креативность;
-
Способность выстраивать рабочие встречи команды экспертов, чтобы обеспечить максимальный творческий прорыв;
-
Методы, которые можно использовать для работы на разных стадиях процесса создания инновационных решений;
-
Инструменты управления групповой активностью в процессе рождения и развития инновационных идей.
Содержание программы
Специфика процесса генерации новых идей. Понятие креативности. Барьеры, мешающие креативно мыслить. Отличие креативности от инноваций. Можно ли развить свою креативность? Как перейти от намерений к инновациям?
Новые подходы к решению организационных задач. Дивергентное и конвергентное мышление: две стороны рождения новых идей.
4 этапа креативного процессасоздания инновационных решений: проянение проблемы, генерирования новых идей и их развитие / комбинация, выработка решений, формирование плана действий. Персональные предпочтения и распределение ролей в команде /проекте.
Инструменты для прояснения проблемы и формирования общего видения:
-
Анализ трендов (Trendsanalysis)
-
Техника волны (Wave)
-
Карта вызовов (Challenge mapping)
-
Mind map
Инструменты для генерирования новых идей и их комбинаций:
-
Brainstorming, brain writing
-
Создание новых комбинаций идей: память / логика / креативность
-
Идеялог (Idealog)
-
«Галопом» (SCAMPER)
-
Вдохновляющие вопросы
Инструменты для выработки решений:
-
Технология открытого пространства (Openspace)
-
Негативный мозговой штурм
-
Stake-holderанализ (анализ заинтересованных сторон)
-
Отбор и оценка идей: анализ пользы, голосование по критериям
Инструменты для формирования плана действий:
-
Дорожная карта (Poad map)
-
Светофор
-
Машина действий (Car)
Организационные практики развития креативности и обмена новыми идеями: творческий отпуск, программы обмена и стажировок, временные рабочие группы, неформальные совещания, создание открытого пространства, фасилитация инноваций. Как подобрать инструменты для своей организации?
Стратегическая сессия «Поиск будущего»
Что получат участники:
-
Общее видение и понимание текущей организационной реальности и условий, при которых организация может эффективно развиваться;
-
Способность выстраивать видение будущего с учетом все заинтересованных сторон;
-
Согласованный план действий по реализации выработанной программы развития.
Содержание программы
Прошлое и Настоящее. (Past and Present fixing)
-
Что было в начале?
-
Как развивалось?
-
Какие результаты есть сейчас (только факты, без всяких оценок)
Карта ума: текущие и будущие тренды, тенденции. (Mind Map of current and future trends):
-
Фокусировка на внешних факторах
-
Что было и что будет?
-
Что и чем может быть вызвано?
-
Как нам относиться к этим тенденциям/ трендам?
Поискобщего. Отправныеточки. (Beginning the search for common ground)
Чем гордимся и о чем сожалеем? (Proud and Sorry)
А что в реальности? (Getting into reality):
-
Сбор данных: Рынок / Конкуренты / Клиенты
Формирование видения. (Creating a vision):
-
Какое будущее будет доставлять наибольшее удовлетворение для каждой из заинтересованных сторон?
-
Как согласовать интересы заинтересованных сторон?
Какдостичь– пландействий. (Getting down to it and actions):
-
Что необходимо / целесообразно предпринять для достижения видения
Стратегическая сессия «Призма ценностей»
Стратегическая сессия проводится на основе технологии «Парадигма позитивных перемен» (Appreciative Inquiry).
Что получат участники:
-
Понимание важности работы с ценностями в контексте стратегического развития организации;
-
Понимание, как использовать позитивный опыт в прошлом для достижения успехов в будущем;
-
Общее видение, какие новые ценности мы внедряем, какие мероприятия необходимо для этого сделать;
-
Согласованный план действий по внедрению новых ценностей.
Содержание программы
Discovery (исследование). Что было и есть сейчас.
-
Как наши ценности развивались и трансформировались?
-
Истории успеха: позитивные примеры того, как работают ценности.
-
В чем секрет: факторы успеха в управлении на основе ценностей.
Dream (мечта). Так могло бы быть.
-
Рыночные вызовы и современные тенденции: посмотрим через призму ценностей.
-
Какие ценности нам необходимы, чтобы соответствовать новым вызовам?
Design (дизайн). Так должно быть.
-
Что необходимо изменить в организации, чтобы заработали новые ценности
-
Какие шаги от мечты до воплощения предстоит пройти
Destiny (судьба). Так будет!
-
Что необходимо конкретно предпринять для внедрения новых ценностей
Сотрудничество в команде руководителей для повышения конкурентоспособности организации на рынке
Что получат участники:
-
Понимание того, как мы можем сотрудничать между собой в команде в процессе выработки новых идей и инновационных решений;
-
Укрепление сплоченности управленческой команды и развитие системного управленческого мышления;
-
Создание надежных механизмов преодоления рыночных вызовов и повышение конкурентоспособности организации;
-
Формирование согласованного плана действий при обострении конкуренции.
Содержание программы
«Организация - как есть?». Минидиагностика адаптивности и инновационности.
-
«Протрем очки» или организационный аудит: Анализ конкурентной среды.
-
Организация глазами рынка и конкурентов.
-
Конкурентные преимущества и упущения.
-
Оценка рисков в развитии предприятия.
-
Определение уязвимых точек в положении организации на рынке и мишеней влияния конкурентов.
-
Практическая деловая игра «Атакуй себя» (часть 1).
Главные выводы: наша конкурентная позиция организации на рынке.
-
Интегральная операционная система для структурирования выводов.
-
Главные вопросы, которые предстоит решить.
Описание будущего: «Где хотим быть?».
-
Выживать или развиваться: от избегания угроз к достижению амбициозных целей. Использование технологии «Парадигма позитивных перемен» для восхождения по целям.
-
Определение ключевых факторов успеха организации на рынке.
«Как попасть туда, куда мы хотим попасть?».
-
Контрплан действий или стратегия опережения.
-
Как предупредить возможные риски и действия конкурентов.
-
Поиск возможностей и вариантов решений в ответ на обострение конкуренции. Практическая деловая игра «Атакуй себя» (часть 2).
«Сухой остаток».
-
Согласование стратегии поведения организации в конкурентной среде.
-
Отбор идей и ответов на главные вопросы.
-
Формирование согласованного плана действий.
Управление инновациями в организации